Затрудняетесь в ориентировании на сайте? Воспользуйтесь Картой сайта, ссылка на нее расположена в меню на самом верху страницы или Поиском по сайту справа. На Главной странице приведен список всех материалов, опубликованных на сайте, с кратким описанием темы статьи.
Плохая память. Можно ли улучшить память?
Автор: Ева Григ
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 15:18 [27]
Проблемы с памятью
Всем знакома ситуация, когда кто-то что-то ищет, изо всех сил пытаясь вспомнить, куда же могла запропаститься та или иная вещь. Бывает, все члены семейства подключаются к поискам срочно понадобившегося предмета.
- Хорошо помню, что держала бумажку в руках, и специально положила туда, где ее легко найти будет. Но куда - не помню! - в сердцах причитает "виновник торжества".
Не факт, что она и вправду что-то помнит, может оказаться, что припрятал злополучный документ другой член семьи, которому перепоручили это сделать. Память иногда такие фокусы выкидывает.
Помню, когда-то давно я искала свой перстень, который носила постоянно, снимая только на ночь. В те времена память меня не подводила и я точно помнила, что вечером его снимала, а вот куда положила... На обычном месте его не оказалось. Весь дом перерыли - нету.
Обнаружилась пропажа случайно где-то через месяц, когда решила вымыть хлебницу. Все это время перстенек спокойненько лежал там за бортиком, невидимый для глаз. Каким образом он там оказался, я так и не смогла вспомнить, но больше некому было его туда засунуть, кроме меня.
Видимо, в тот момент что-то более важное отвлекло мое внимание, голова занялась другим делом и функция запоминания не сработала. Для меня тогда - это было из ряда вон выходящим событием.
Сейчас же я столкнулась с проблемой ребенка, который стал забывать практически все, хотя раньше обладал неплохой памятью, можно даже сказать - отличной.
Необходимость что-то предпринимать по этому поводу заставила меня заняться вопросами человеческой памяти. В частности, вопросом восстановления утраченной способности к запоминанию, а также поиском причин возникновения такой неприятности.
В данном случае проблема не связана ни с травмой головы, ни с болезнями, следовательно, перспектива обнадеживающая. Память можно и нужно улучшать, надо только разобраться с тем, что конкретно и каким способом тренировать. Для начала попробуем выяснить, что же это такое человеческая память?
Виды человеческой памяти
Существует довольно сложная система классификации видов памяти. Их различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.
По виду "что запоминается" память подразделяется, на образную, словесно-логическую, двигательную(моторную) и эмоциональную.
Образная память запоминает, хранит и воспроизводит предметы и явления действительности. Она также делится на подвиды: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память.
Для школьников, впрочем, как и для большинства людей, главную роль играет зрительная и слуховая память, остальные важны для различных видов профессиональной деятельности, а также для людей, лишенных слуха и зрения.
Словесно-логический вид памяти является специфически человеческим. Он выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий и словесных формулировок.
Двигательная(моторная) память запоминает, сохраняет и воспроизводит движения и их системы, формирует различные двигательные навыки и позволяет производить их даже без участия зрительной или слуховой памяти. Музыкант может играть в полной темноте, набирать текст можно, не глядя на клавиатуру, и так далее.
Эмоциональная память - это память на пережитые человеком чувства, эмоции. Она позволяет спустя много времени при воспоминании о радостном событии радоваться вновь, о грустном - грустить или покраснеть от былой неловкости, побледнеть от пережитого ранее страха.
По виду "как запоминается" память делится на произвольную и непроизвольную, различие между ними определяется степенью волевой регуляции.
Непроизвольная память запоминает материал как бы сама собой без цели, волевых усилий и специальных приемов со стороны запоминающего.
Если же ставят перед собой цель запомнить, применяют для этого различные приемы и волевые усилия - это произвольная память.
По виду "как долго помнится" память подразделяется на непосредственную, кратковременную, долговременную и скользящую.
Непосредственная(сенсорная) или автоматическая память - это память на событие, которое мгновенно сменяется следующим событием. Яркий пример - набор текста на клавиатуре: нажали клавишу и тут же о ней забыли, нажимаете следующую.
Кратковременная память - относительно кратковременный процесс, достаточный для точного воспроизведения только что произошедших событий, либо только что воспринятых предметов или явлений. Действует кратковременная память в течение нескольких секунд или минут, после чего впечатления исчезают. К примеру, такая память способна удерживать до семи цифр продиктованного номера телефона в течение полминуты, если за это время не записали или не набрали номер, придется спрашивать повторно, вспомнить его вам вряд ли удастся.
Долговременная память характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ней полученные знания накапливаются и хранятся обычно в более обобщенном и систематизированном виде. Длительность долговременной памяти тоже относительна, что-то помнится годами, что-то -десятилетиями, а что-то - до конца жизни.
Скользящая память считается самым коротким видом длительной памяти и относится скорее к профессиональной деятельности. Развивается у людей, которым приходится постоянно сосредотачиваться на короткий промежуток времени на каком-то событии или предмете, а по окончании сразу переключаться на следующее похожее событие или предмет.
Как видите, дела с памятью обстоят довольно сложно, но из всего этого многообразия можно выделить то, что в конкретном случае касается школьника с "захромавшей" памятью.
В результате получаем такой списочек:
- зрительная,
- слуховая,
- словесно-логическая,
- произвольная,
- долговременная.
Остается лишь разобраться, в каких пунктах списка "собака зарыта". Раскопками займемся в следующей публикации, которую можно найти здесь.
Полученной информации для одного раза более, чем достаточно, пусть теперь мозг сам соображает, что запомнить, а что забыть можно, говорят, он для этого и существует.
Капля юмора
Молодой преподаватель жалуется коллеге: - До чего же бестолковые студенты пошли! Один раз все объяснил - не понимают, второй раз объяснил - не понимают, третий раз объяснил, уже сам все понял, а они не понимают!!!
Другие интересные публикации:
Комментарии:
Хотите заработать, не выходя из дома? Делайте это с Advego — общайтесь и зарабатывайте деньги!
Нравится? - Поделитесь: